© ООО "Секреты детства", 2009—2017

Метод Марии Монтессори

В начале 1900-х годов доктор Мария Монтессори, первая женщина-врач в Италии, наблюдала за детьми, находящимися в различных социальных условиях по всему миру, и обнаружила универсальные принципы, лежащие в основе их развития:

  • Дети обладают естественным желанием и глубокой мотивацией к учебе.
  • Дети впитывают все аспекты своей культуры и цивилизации без усилий и усталости.
  • Если ребенку дать свободу для исследования мира и предоставить делать выбор, то дети будут самостоятельно мотивированы, чтобы учиться.
  • Такое обучение через самопознание и желание обучаться продолжится на протяжении всей жизни, если изначально его правильно подпитывать.

Исследования и работу с детьми, которые Мария Монтессори проводила в течение всей своей жизни, переросли в целую дисциплину педагогики. Эту дисциплину сама Мария Монтессори называла методом научной педагогики, однако широкой публике её система скорее известна как Монтессори-метод или педагогика Монтессори.

Счастливые дети, обучающиеся по системе Марии Монтессори

Каждый биологический вид, включая человека, развивается по основным законам мироздания.

Дети развиваются, проходя предсказуемые заранее известные циклы развития (так называемые "планы развития" Монтессори). В рамках этих заранее определенных циклов, каждый ребенок развивается исходя из своей естественной и индивидуальной природы.

Мы, взрослые, не имеем права вмешиваться в эти естественные законы развития, а можем используя только свои наблюдения и знания помочь ребенку в раскрытии заложенного в нем внутреннего потенциала.

Основой для обучения по методу Монтессори является естественное развитие ребенка.

Этот подход отличается от равномерного, поэтапного подхода. Многие из нас считают его «традиционным» образованием, в рамках которого дети движутся по предсказуемой траектории синхронно со всеми другими детьми.

В отличии от «традиционного подхода» образование Монтессори очень индивидуально:

Сравнительный анализ Монтессори-педагогики и традиционного педагогического метода

Монтессори-педагогика Традиционный педагогический подход
Одним из главных компонентов Монтессори-классов является специально подготовленная среда для самостоятельной независимой работы ребенка. Всё, что находится в классе, сделано специально для ребенка. В классе нет среды, которая позволяет ребенку работать самостоятельно. Все материалы хранятся отдельно, и дети не могут по своему желанию их использовать.
Ребенок – активный участник собственного учения, педагог не занимает жесткой позиции в классе. Педагог в классе доминирует, занимает активную позицию, а ребенок является пассивным участником.
Происходит развитие внутренней самодисциплины ребенка. Учитель действует как главный создатель дисциплины, которая регулируется извне.
Все объяснения, индивидуальные и групповые, проводятся педагогом с учетом особенностей каждого ребенка. Развивающие занятия, основанные на объяснениях, соответствуют стилю обучения взрослого.
Обучение происходит в разновозрастных группах. Обучение возможно только в одновозрастных группах.
Дети в Монтессори-группе обучаются, сотрудничают и помогают друг другу. Основная часть обучения производится учителем, взаимодействие учащихся порицается.
Ребенок выбирает себе работу исходя из собственных интересов и способностей в текущий период его развития. План обучения и педагог подстраиваются под период развития ребенка. Традиционные детские сады и детские развивающие центры предполагают наличие четкого расписания занятий, выбранного учебного плана, донесение до ребенка знаний вне зависимости от потребностей ребенка.
Ребенок формирует понятия с помощью Монтессори-материала и педагога, который презентует материал ребенку. Педагог формирует понятия ребенка.
Ребенок самостоятельно выбирает, чем ему заниматься, и занимается выбранным делом столько, сколько ему необходимо. Дети, посещающие традиционные детские кружки, сталкиваются с ограничением времени для работы и заранее выбранной направленностью его работы.
Свобода выбора у ребенка в работе, возможность работать там, где ему удобно, свобода движения и общения с другими детьми, групповая работа по желанию каждого ребенка, формирование навыка не мешать своими действиями другим. Ограничение ребенка в выборе места, ограничение в подвижности, необходимость в обязательном порядке вести групповую работу.