Дети обладают естественным желанием и глубокой мотивацией к собственному развитию через деятельность
В начале 1900-х годов доктор Мария Монтессори, первая женщина-врач в Италии, наблюдала за детьми, находящимися в различных социальных условиях по всему миру, и обнаружила универсальные принципы, лежащие в основе их развития
Дети обладают естественным желанием и глубокой мотивацией к собственному развитию через деятельность
Дети впитывают все аспекты своей культуры и цивилизации без усилий и усталости
Если ребенку дать свободу для исследования мира, то у него возникнет внутренняя потребность в собственном развитии и созидательной деятельности
Такое развитие через самопознание продолжится на протяжении всей жизни
Исследования и работу с детьми, которые Мария Монтессори проводила в течение всей своей жизни, переросли в целую дисциплину педагогики.
Эту дисциплину сама Мария Монтессори называла методом научной педагогики, однако широкой публике её система скорее известна как
Монтессори-метод или педагогика Монтессори.
Дети развиваются, проходя предсказуемые заранее известные циклы развития.
В рамках этих заранее определенных циклов, каждый ребенок развивается исходя из своей естественной и индивидуальной природы.
Мы, взрослые, не имеем права вмешиваться в эти естественные законы развития, а можем используя только свои наблюдения и знания, чтобы помочь ребенку в раскрытии заложенного в нем внутреннего потенциала.
Основой метода Монтессори является
гармоничное развитие ребенка.
Монтессори-развитие | Традиционный подход |
---|---|
Одним из главных компонентов Монтессори-классов является специально подготовленная среда для самостоятельной независимой работы ребенка. Всё, что находится в Монтессори-классе, сделано специально для ребенка. | В классе нет среды, которая позволяет ребенку работать самостоятельно. Все материалы хранятся отдельно, и дети не могут по своему желанию их использовать. |
Ребенок – активный участник собственного развития, подготовленный взрослый помогает ребёнку делать всё самому. | Педагог в классе доминирует, занимает активную позицию, а ребенок является пассивным участником. |
Происходит развитие внутренней самодисциплины ребенка. | Учитель действует как главный создатель дисциплины, которая регулируется извне. |
Все объяснения, индивидуальные и групповые, проводятся подготовленным взрослым с учетом особенностей каждого ребенка. | Обучающие занятия, основанные на объяснениях, соответствуют стилю обучения взрослого. |
Развитие происходит в разновозрастных группах. | Обучение возможно только в одновозрастных группах. |
Дети в Монтессори-группе развиваются, сотрудничают и помогают друг другу. | Основная часть обучения производится учителем, взаимодействие учащихся порицается. |
Ребенок выбирает себе работу исходя из собственных интересов и способностей в текущем периоде его развития, а Монтессори-педагог наблюдает за ребёнком и предлагает ему занятия, соответствующие его интересу. | Традиционные детские сады и детские развивающие центры предполагают наличие четкого расписания занятий, выбранного учебного плана, донесение до ребенка знаний вне зависимости от потребностей ребенка. |
Ребенок формирует понятия с помощью Монтессори-материала и подготовленного взрослого, который презентует материал ребенку. | Педагог формирует понятия ребенка. |
Ребенок самостоятельно выбирает, чем ему заниматься, и занимается выбранным делом столько, сколько ему необходимо. | Дети, посещающие традиционные детские кружки, сталкиваются с ограничением времени для работы и заранее выбранной направленностью его работы. |
Свобода выбора у ребенка в работе, возможность работать там, где ему удобно, свобода движения и общения с другими детьми, групповая работа по желанию каждого ребенка, формирование навыка не мешать своими действиями другим. | Ограничение ребенка в выборе места, ограничение в подвижности, необходимость в обязательном порядке вести групповую работу. |